Итоговый документ

Региональной научно-практической конференции

 «Организация и развитие воспитательной работы в вузе:

проблемы и перспективы»

24-25 ноября 2011 года в городе Магадане прошла Региональная научно- практическая конференция  «Организация и развитие воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы». Организатор конференции – Северо-Восточный государственный университет.

В конференции участвовало 126 человек. Это преподаватели  и сотрудники вузов,  студенты СВГУ и Магаданского филиала Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, магистранты, аспиранты, представители Департамента образования Магаданской области, педагоги дополнительного образования, специалисты отдела опеки и попечительства управления образования мэрии города Магадана, представители института повышения квалификации педагогических кадров, представители органов власти, Молодежной общественной палаты при Магаданской областной Думе V созыва. География участников конференции – Магадан, Иркутск,  Камышин,  Хабаровск, Якутск.

В конференции приняли участие зам. мэра г. Магадана, руководитель Департамента культуры и социального развития мэрии города Магадана Ю. М. Казетов, и.о. начальника Департамента образования Магаданской области Е. Н. Алексеева, ректор института повышения квалификации педагогических кадров А. И. Радовская,  консультант сектора воспитательной работы дополнительного образования Департамента образования Магаданской области Л. В. Дорофеева.

В рамках конференции прошли дискуссионные площадки («Психолого-педагогические аспекты воспитательного процесса в системе высшего образования»,    «Вуз как воспитывающая среда»),  пленарное заседание,  круглый стол «Педагогический менеджмент». Участники конференции познакомились с выставкой изданий, посвященных актуальным проблемам воспитания студентов.

Конференция проводилась с целью обобщения опыта организации воспитательной работы в университетах, содействия углублению профессионального, общественного и государственного партнёрства, осмысления актуальных проблем воспитания, повышения роли университетов в воспитании молодежи регионов.

На пленарном заседании, круглом столе и в режиме дискуссионных площадок участники конференции сосредоточили внимание на том, как университеты должны реагировать на вызовы наступившего XXI века, века глобализации и модернизации.  На конференции развернулось обсуждение вопросов воспитательной деятельности университетов в условиях начавшейся модернизации страны.

Состоялся заинтересованный обмен информацией о целевой природе организации воспитания, о профессиональной компетенции куратора, об организации деятельности по содействию социально-психологической адаптации первокурсникам группы риска, о психологических условиях, влияющих на преодоление академической неуспеваемости. Участники конференции отметили роль развивающегося сотрудничества с органами власти, управлением по делам молодежи администрации Магаданской области, отделом по делам семьи и молодежи управления социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана,  работодателями, школой. Хорошо зарекомендовали себя ставшие традиционными мероприятия «Чемпионат Лиги Интеллектуальных игр», «Студенческая весна», «Посвящение в студенты», «Ярмарка вакансий, профессий и учебных мест», «Профкарьера» и др.

Принципиально важным направлением развития высшей школы,  подчеркнули участники дискуссий, является воспитание у студентов интереса к исследовательской деятельности, к работе в  органах студенческого самоуправления. Значительное место в работе конференции заняли вопросы по проблемам трудоустройства студентов, по формированию здорового образа жизни в студенческой среде. Также участники конференции обсуждали вопросы о роли вузовской библиотеки в системе воспитательной работы и организации досуга студентов, о содержании воспитательной работы  в Центре Народов Севера, об использовании  технологии коучинга как инструмента профессионализации студентов экономических и управленческих специальностей, о волонтерстве как форме воспитательной работы в вузе и проявлении гуманистической сущности человека.

Между участниками конференции состоялся конструктивный диалог по вопросам воспитательной деятельности университетов, которая, по единодушному мнению выступавших, не может быть ограничена проведением мероприятий, а должна выражаться в новых проектах и формах.

В XXI веке важнейшей задачей воспитания является воспитание человека способного к саморазвитию, самообразованию, коммуникабельного,  конкурентоспособного. Воспитание должно осуществляться в единстве учебной и внеучебной деятельности с учетом вступления России в Болонское соглашение. Изменения в системе обучения в связи с интеграцией российского образования в общеевропейскую, безусловно, требуют пристального внимания к происходящим изменениям со стороны организации воспитательной работы. Эта новая система не должна разделить образование на две независимые друг от друга части – воспитание и профессиональную подготовку. Необходимо уделить должное внимание как теории, так и  практике организации воспитательной работы в новых условиях. В связи с вышесказанным конференция пришла к выводу о том, что, отвечая на вызовы XXI века, университеты должны сосредоточить свои усилия на следующих направлениях:

- совершенствование воспитательной системы вуза;

- внедрение процессного и проектного подходов в организации внеучебной деятельности  в вузе;

- повышение эффективности деятельности органов студенческого самоуправления;

- разработка системы сбалансированных показателей эффективности воспитания в вузе;

-  оказание всесторонней поддержки и помощи организаторам воспитательной работы в вузе;

-  целевое обеспечение материальными ресурсами как важнейшим условием реализации воспитательной работы в вузе.

Участники конференции предлагают вузам:

- организовывать масштабные междисциплинарные (социолого-психолого-педагогические) исследования студенческой аудитории;

- создавать межвузовские психологические службы для оказания бесплатных психологических услуг студентам и внедрять в практику методические материалы для преподавателей и кураторов, содержащие информацию о способах выявления студентов, относящихся к группе риска;

- разрабатывать программы поддержки студентов, имеющих трудности в овладении профессиональными образовательными программами  ВПО и внедрять методические материалы для преподавателей и кураторов о способах выявления несформированных общеучебных умений и навыков, и о методах их коррекции;

- совершенствовать работу института кураторов, обеспечивать его необходимой поддержкой (разработать нормативную базу, формы привлечения кураторов и др.);

- повышать уровень материально-технического обеспечения воспитательной деятельности;

- внедрять воспитательные проекты «Студент как помощник куратора»;

- наладить межвузовское сотрудничество по вопросам внеучебной воспитательной деятельности, в частности по вопросам социально-психологической адаптации студентов 1 и 5 курсов.

Участники конференции рекомендуют Советам по воспитательной работе вузов обсудить предложения конференции на ближайших заседаниях. Также участники конференции считают целесообразным направить итоговый документ в вузы-участники конференции, а также в организации и учреждения, занимающиеся воспитанием молодежи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>